Монтессори
Метод Монтессори – ЧТО ЭТО?

Быстрое развитие самостоятельности у детей.

Развивающие занятия детей по методике Монтессори предполагают свободный выбор и самостоятельную работу с Монтессори-материалами. У ребенка есть возможность выбора материала, продолжительности работы с ним, места работы и партнера.

На занятиях педагог Монтессори дает возможность ребенку познать мир в своем собственном ритме, ребенок делает выбор самостоятельно и занимает активную позицию.

Монтессори педагог покажет, как пользоваться пособием, если ребенок озадачен и просит помощи.

Что требуется от взрослого на занятиях в Монтессори классе – только поддерживать интерес к знаниям и вмешиваться только если ребенок сам об этом попросил.

Педагог откликается, прежде всего, на главную просьбу ученика – «помоги мне это сделать самому».

Уникальная развивающая среда.

Благодаря специальному материалу Монтессори, все знания ребенок получает сам на личном опыте! Монтессори-материалы расположены по зонам, которых в группе несколько: упражнения практической жизни, сенсорная зона, математическая, языковая, а также зона материалов окружающего мира. Материал расположен от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. В Монтессори-среде нет игрушек для развлечения и "заполнения времени" ребенка. Все материалы предназначены для самостоятельной работы и развития.

У ребенка постоянное стремление к знаниям и оно не угасает – все занятия ребенок выбирает себе сам по интересам.

Метод Монтессори развивает естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который он в состоянии освоить.

Ребёнку НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЛАТЬ ТО, К ЧЕМУ ОН ЕЩЕ НЕ ГОТОВ. Это важно!

А это позволяет малышу избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем. В группах Монтессори ребенка учит сама окружающая среда.

Ребенок развивает СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ в соответствии со СВОИМИ ПРИРОДНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ПОБУЖДЕНИЯМИ.

Большой плюс, что метод для своего воплощения не требует от родителей овладения определенными навыками, чтобы продолжать его реализацию дома. А также не занимает много времени (в отличии, например, от методики Гленна Домана, когда десятки раз в день нужно показывать ребенку неживые картинки).

Достаточно лишь, следуя рекомендациям наших педагогов, грамотно организовать развивающую среду у себя дома.

Обучение проводится с помощью дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Монтессори пособия несут ПРАВДИВУЮ ИНФОРМАЦИЮ О МИРЕ.

Все предметы Монтессори зоны изготовлены из натуральных материалов (дерева, камня, стекла, натуральной материи) и отражают истинную информацию о предметах и мире.

Например, пластиковый кубик может быть очень большим, твёрдым, а весить очень мало; такой предмет искажает представления о соответствии объема и формы. Предметы из натуральный материалов – гармоничны: чем больше, твёрже, тем тяжелее.

Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире: кора — шершавая, камень – гладкий, песок – сыпучий, вода не имеет форму. Играя с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность.

НАГРУЖАЯ ИНФОРМАЦИЕЙ РУКУ, РЕБЕНОК НАГРУЖАЕТ КОРУ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Монтессори материалы — ЭКОЛОГИЧНЫ, НАТУРАЛЬНЫ

Современным детям так не хватает природного, вокруг синетические предметы быта, материалы, даже еда, а ведь любой природный материал имеет свою неповторимую энергетику, а мы как дети природы имеем в ней потребность.

Дерево благоприятно влияет на нервную систему и психику ребенка, оно гармонизирует, успокаивает, наполняет.

Мы все хотим вырастить детей, свободных и независимых от рамок, предрассудков, творческих, сильных и САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ. Как это воплощено в системе воспитания по Монтессори.

Конечно, не у всех хватит терпения спокойно наблюдать, как чадо размазывает грязь, вытирая стол, моет чашку, расплескивая воду, не доносит совок с мусором до урны. Гораздо легче сделать самой. Но какой урок получит ребенок?

Ребенок очень быстро сделает выводы: любое его начинание бессмысленно и не находит никакой поддержки у любимого человека, а значит БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ НЕИНТЕРЕСНО И НЕ НУЖНО.

Когда малыш занимается по системе Монтессори, у него появляются новые навыки и умения, основанные на его СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ, ОТКРЫТИЯХ поэтому ребенок приобретает чувство независимости и уверенности, свободы творчества и развития.

Монтессори метод — это гуманистический подход к обучению, который подразумевает, что на занятиях не готовятся к жизни, а уже живут, яркой, насыщенной, полной открытий и чудес жизнью!

Педагогика Монтессори, также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Система Монтессори основана на идеях сво­бод­но­го вос­пи­та­ния и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.

Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

Принципы воспитания
Выделяют следующие ключевые характеристики метода Монтессори:
  • Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.
  • Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.
  • Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
  • Свобода передвижений по классу.
  • Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.
  • Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.
  • Специально подготовленный Монтессори-педагог.
Для школ Монтессори характерно отсутствие экзаменов и оценок (некоторые современные средние школы Монтессори используют оценки), поощряется совместное обсуждение задач.

В системе Монтессори задачей педагога является опосредованное руководство, обучение должно осуществляется на основе автодидактизма (самообучения), для того чтобы взрослые не навязывали детям собственные установки и не тормозили этим их естественное развитие. В качестве базы рассматривается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний является попутной.